Александр Делис: Новый импульс подмосковной экономики — социальное предпринимательство

В последнее время на различных общественно-экспертных площадках все чаще звучит тема социального предпринимательства.

Очевидно, что дискуссия о его законодательном определении, регулировании и мерах государственной поддержки говорит о том, что в нашей стране сформировалась «критическая масса» деловых людей, ассоциирующих свою предпринимательскую деятельность с выполнением социальной миссии.

Спектр деятельности социальных предпринимателей действительно масштабен и охватывает самые разные направления: от улучшения благосостояния социально недостаточно защищенных категорий населения до инновационных проектов, решающих значимые социальные задачи. При этом не менее важным эффектом развития этого феномена является ускорение развития территорий, муниципальных образований и местных локальных сообществ, в которых активны социальные предприниматели. На мой взгляд, все дело в том, что социальное предпринимательство это очень «гибкий» инструмент вовлечения инициативных граждан в экономическую деятельность с учетом локальной специфики.

Сегодня поднимается вопрос о взаимоувязанном развитии Москвы и Московской области, о формировании современной столичной агломерации, которая включает в себя собственно Москву, ближнее и дальнее Подмосковье. Проектировать развитие мегаполиса мирового уровня очень непростая экспертная задача, но безусловно то, что Московская область должна стать самодостаточной во всех смыслах территорией жизни, работы и отдыха граждан.

На расстоянии 50 — 100 километров от Москвы люди должны жить не только в благоустроенных жилых кварталах, поселках, но и применять себя на территории проживания в экономическом плане, в том числе в сферах малого и среднего бизнеса. Это позволит не только «снять» проблему маятниковой миграции, но и увеличить экономическую основу локального сообщества, привлечь дополнительные финансовые ресурсы на места, в том числе и за счет туристическо-рекреационной деятельности.

Полагаю, что полицентричная модель развития столичной агломерации, которая основывается на стимулировании точек экономической активности в муниципальных образованиях Подмосковья, перспективна. В рамках парадигмы социального предпринимательства можно найти «рецепты» развития для каждого муниципального района и городского округа Подмосковья, основанные на его уникальных конкурентных преимуществах.

Работа по развитию территорий в Подмосковье уже ведется, например в части создания брендов и архитектурных стилей исторических городов, муниципальных образований, формирования их узнаваемого облика. Это, безусловно, будет способствовать развитию туристического направления, привлечет дополнительный поток туристов. Правительство региона реализует губернаторскую программу «Парки Подмосковья». В рамках девелоперского бизнеса мы все активнее говорим о проектах комплексного освоения территорий, которые применительно к Московской области имеют чрезвычайно актуальное звучание.

Когда мы заявляем о социальном предпринимательстве применительно к муниципальным районам и городским округам Московской области, мы имеем ввиду решение двуединой задачи: первое — чтобы жители находили применение своей деловой инициативе и профессиональным навыкам на местах, и, второе, чтобы в муниципальные образования приходили дополнительные деньги из Москвы за счет туристов, отдыхающих, а также за счет реализации новых бизнес-проектов в местных сообществах.

Возьмем, к примеру, развитие туристическо-рекреационных зон в муниципальных районах Подмосковья, и, в частности, развитие экологического туризма. На мой взгляд, в рамках туристических кластеров сильные позиции могут занять социальные предприниматели, которые обеспечивают занятость не только инвалидов, многодетных, пенсионеров, но и реализуют проекты, направленные на раскрытие культурной специфики этих территорий. Например, народно-художественные промыслы, ремесленничество и другие направления. Данные направления экономической активности обладают низкой энергоемкостью, не требуют дорогостоящего оборудования и способствуют самозанятости.

Формирование новых паттернов расселения и экономической активности будет способствовать реализации интересных девелоперских проектов, связанных с комплексным освоением территорий и развитием всей необходимой социальной и культурной инфраструктуры. Необходимо, чтобы такие проекты были органично встроены в окружающую природную, ландшафтно-архитектурную, историко-культурную среду. Иными словами, в рамках реализуемых в Подмосковье девелоперских проектов могут развиваться и соответствующие направления социального предпринимательства, которые создадут комфортные условия проживания всех категорий граждан. Адаптивный спорт, социальное такси, услуги в сфере туризма и сервиса, образования и медицины – далеко не полный перечень направлений, которые могли бы стать основой экономики местных сообществ Подмосковья.

Проблематика развития социального предпринимательства в Подмосковье требует своего экспертного обсуждения. В свою очередь, как сопредседатель регионального отделения «Деловой России», я уверен, что пилотирование лучших практик социального предпринимательства в Московской области даст самые позитивные результаты для развития всего столичного мегаполиса и привлечет новые инвестиционные проекты в Подмосковье.

Александр Делис,
сопредседатель Московского областного регионального отделения «Деловой России»

Фото

Виктор Зубарев посетил ряд промышленных предприятий Подмосковья

Опросы

Как Вы оцениваете уровень инвестиционной привлекательности Московской области?

Календарь новостей

  • Июнь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Май    
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930  
  • 2014 © Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Московское областное отделение.